Якшимбетов Малик Насихович

Одним из основателей башкирского киноискусства является Малик Насихович Якшимбетов. Прожив всего сорок восемь лет, он сумел многое сделать для башкирской культуры в сложный период нашей недавней истории. Малик Насихович был удивительно цельной натурой, смелой личностью, и своим недолгим творчеством показал, что каждый мыслящий человек должен и может использовать все возможности для самовыражения.
Малик Якшимбетов родился 18 апреля 1944 года в городе Кемерово. Его отец, Якшимбетов Насих, проживал в селе Аскарово – райцентре Абзелиловского района. В 1931 году он был приговорен к спецпоселению в Кемеровскую область. Там в лагерных условиях и родился Малик. Согласно «Книги памяти», к ссылке в Кемеровскую область были отправлены более десяти семей Якшимбетовых, проживавших в Абзелиловском и Баймакском районах. Причина такой «избирательности» спецорганов заключалась в том, что родной старшей сестрой Насиха Якшимбетова являлась Нафиса – жена Ахметзаки Валидова. В ссылке родились старший брат Малика – Намик и старшая сестра Рамиля.
С детства Малик интересовался театром и кино. В школьные годы он посещал драматический кружок, который очень скоро стал известным в Кемеровской области. Через некоторое время художественный руководитель Лапицкий доверил Малику руководить кружком. Когда на экраны страны вышел художественный фильм Михаила Рома «Девять дней одного года», Малик смотрел его десятки раз. Он считал эту картину классикой кинематографа.
Через год после окончания средней школы Малик Якшимбетов поступил во ВГИК, куда конкурс был около пятидесяти человек на место. Он учился в составе первого набора на телевизионную режиссуру. Большинство молодых режиссеров, как и Малик Якшимбетов, были самостоятельными людьми, имеющими свой взгляд на искусство. Через некоторое время, впервые за всю историю ВГИК, они отказались от предоставленных педагогов и попросили выдающегося режиссера Григория Чухрая возглавить курс. Все пять лет учебы Григорий Наумович руководил мастерской, опекал студентов и принял участие в их творческой судьбе. Вместе с Маликом Яшимбетовым учились ныне известные режиссеры Рустам Хамдадов, Ираклий Асатиани, Юрий Шиллер, Канымбек Касымбеков и другие. Стажировку Малик Насихович проходил на Башкирском телевидении.
В 1969 году он успешно окончил ВГИК и до 1985 года работал на киностудии «Казахфильм». В 1971 году снял свой первый документальный фильм «Обретешь в бою». Известны его игровой короткометражный фильм «Лето в зоопарке», телефильм «Возвращение Ольмеса» и другие работы. В 1985 году Малик Якшимбетов перешел на студию «Казахтелефильм». Здесь он создал свыше 20 документальных и документально-публицистических фильмов, получивших широкий общественный резонанс.
В 1991 году Малик Якшимбетов вернулся на родину, в Башкортостан, где работал художественным руководителем недавно образованной киностудии «Башкортостан». За короткое время стал режиссером документально-публицистических фильмов «Дни Салавата Юлаева», «Аксаков и Башкирия», первого башкирского художественного фильма «Врата свободы». Последней его работой стал документальный фильм по сценарию Газима Шафикова «На камне кровь моя густая» о поэте Шайхзаде Бабиче. Фильм «Врата свободы» был отмечен первой премией на Международном фестивале тюркоязычных народов «Серебряный полумесяц» в Ашхабаде (1992).
Уже в годы работы в Казахстане Малик Насихович считался известным деятелем советского кино. Так, один из лучших операторов России Анатолий Руднев, ныне работающий в Новосибирске, считает его мэтром неигрового кино, выдающимся кинорежиссером.
Благодаря стараниям Малика Якшимбетова, на киностудии «Казахфильм» им. Ш. Айманова была обучена большая группа художников анимации из нашей республики, многие из которых позже стали профессиональными режиссерами и художниками анимации.
Скончался Малик Насихович скоропостижно 18 февраля 1993 года в Уфе. Похоронили его на родине предков – в селе Аскарово. Его имя присвоено одной из улиц районного центра.
Интервью с Маликом Насиховичем Якшимбетовым